Как снимали фильм «Титаник»

Кино19/07/2018
Источник: flickr.com

Идея фильма и сценарий

Впервые Джеймс Кэмерон увлекся историей «Титаника» как корабля-легенды с трагической судьбой еще в 1985 году, когда американо-французская экспедиция исследователя Роберта Балларда обнаружила обломки затонувшего судна на глубине 3750 метров. Однако изначально Кэмерона заинтересовала лишь идея съемки на дне океана. И только ознакомившись с исследованием своего друга Льюиса Эбернети и посмотрев документально-игровой фильм «Гибель „Титаника“», режиссер взглянул на события трагедии с новой стороны. Он понял, что хочет описать историю с точки зрения субъективного переживания катастрофы.

Кэмерон сам написал сценарий для будущей картины после внимательного и обстоятельного изучения места и всех возможных версий катастрофы. Сценарий носил рабочее название «Ледяная планета» (Planet Ice). Такое название было выбрано неслучайно, автор стремился исключить возможность того, что конкуренты «уведут» идею снять фильм по мотивам данной катастрофы. В сценарии был минимум диалогов и максимум действия. Кэмерон сознательно убирал все лишнее, чтобы захватить и удержать внимание аудитории. Главное, что хотел отразить автор «Титаника» в сюжете, – это личная драма на фоне захватывающей дух стихии, и мы смотрим на историю как бы глазами главной героини.

Съемочная группа

Готовясь к съемкам, Джеймс Кэмерон особо тщательно подошел к подбору съемочной группы фильма. Он собрал мощную команду профессионалов, которые могут быть известны современному зрителю по работе над такими культовыми фильмами, как «Терминатор», «Чужие», «Парк Юрского периода» и «Аватар».

Всех членов команды по праву можно назвать лучшими в своем деле, так как все они – включая самого создателя картины – в итоге получили «Оскар» в области своей специализации. Всего из 11 наград киноакадемии, доставшихся «Титанику», 2 статуэтки получил Кэмерон как единоличный продюсер и режиссер картины, еще 2 премии досталось Джеймсу Хорнеру за лучшую музыку и песню к фильму. Рассел Карпентер забрал статуэтку в номинации «Лучший оператор». Премию за лучшую работу художника-постановщика/декоратора взяли на пару художник-постановщик Питер Ламонт с декоратором Майклом Фордом. Награду за лучшие костюмы в фильме заслуженно отдали костюмеру Деборе Линн Скотт, которая была также номинирована на премии «Сатурн» и BAFTA. «Оскар» за лучший монтаж поделили гуру киномонтажа Конрад Бафф IV и сам Джеймс Кэмерон, а Роберт Легато, Марк Ласофф, Томас Фишер и Майкл Канфер были признаны лучшей командой мастеров по спецэффектам.

Актерский состав

«Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет в культовой сцене на носу "Титаника"»
Источник: flickr.com

При многомиллионном бюджете и эпических масштабах постановки, «Титаник», разумеется, не мог бы состояться без точного попадания в выборе исполнителей главных ролей. Правда, с учетом достаточно молодого возраста персонажей, в ролях Джека и Розы вряд ли могли быть действительно большие звезды.

Кроме того, создатели и сами не хотели привлекать актеров-звезд, поскольку не хотели получать в придачу к имени шлейф сыгранных ими ролей, тем самым разрушая аутентичную атмосферу 1912 года. Это было одной из причин, ввиду которой Кэмерон отверг кандидатуры Мэттью Макконахи, Кристиана Бэйла и Тома Круза. Выбор пал на Леонардо Ди Каприо, который на тот момент считался лишь «многообещающим новичком». Лео не только подходил по возрасту для роли Джека, но и впечатлял актерским мастерством – Кэмерону хватило 5 минут актерских проб, чтобы утвердить Ди Каприо. Похожая ситуация была и с Кейт Уинслет, исполнительницей роли Розы. На эту роль кастинг также проходили Гвинет Пэлтроу, Шэрон Стоун, Мадонна и Николь Кидман. Но Уинслет удалось обойти всех претенденток. Примечательно, что актриса отказалась носить гидрокостюм во время съемок под водой, который надевали все, кто снимался в водных сценах, и в результате заболела пневмонией. Был момент, когда она из-за болезни даже думала покинуть съемки «Титаника», однако режиссер уговорил ее остаться.

Декорации и визуальные эффекты

В начале 1996 года в прибрежном городе-курорте Росарито в Мексике началось строительство 500-тонного съемочного павильона площадью более гектара, в котором должны были снимать большую часть всех сцен. Там же был создан бассейн с водоизмещением 4 миллиона литров, в который поместили полноразмерную модель «Титаника».

«Фотография со съемок "Титаника"»
Источник: en.wikipedia.org

Художнику-постановщику Питеру Ламонту удалось получить у судостроительной компании Harland & Wolff фото «Титаника» и копии корабельных чертежей. Используя их, строители воссоздали практически полную копию «Титаника». Размеры судна поражают, финальная модель воссозданного лайнера достигла 26 метров в высоту и 231 метр в длину, тогда как настоящий лайнер был всего на 6 метров выше и на 34 метра длиннее. Большинство декоративных элементов интерьера на корабле – от ковров до люстр – было реконструировано по архивным материалам или заказано у компаний, которые когда-то оснащали настоящий «Титаник». Также при реконструкции некоторых декораций за образец взяты декоративные элементы с «Олимпика» – лайнера-близнеца «Титаника», единственного из серии трансатлантических лайнеров компании White Star Line, который проработал много лет и был списан по причине устаревания лишь в середине XX столетия.

«Знаменитая парадная лестница с часами»
Источник: en.wikipedia.org

При создании «Титаника» активно использовалась компьютерная графика и спецэффекты. Для работы над столь масштабным фильмом привлекли 17 студий визуальных эффектов, среди которых были знаменитые Digital Domain, Cinesite и VIFX. Ключевыми моментами при создании эффектов стали технологии захвата движения и хромакей. В массовке к фильму было всего 40 человек. Все они выполняли определенные движения, которые снимались и фиксировались до мельчайших деталей с помощью motion capture. В итоге на основе съемок данных 40 актеров было смоделировано почти 2000 цифровых «дублеров».

Также активно был задействован и хромакей. С помощью хромакея дорисовывалось много сцен, в том числе знаменитая сцена на носу «Титаника». В действительности же актеры находились на носу судна-декорации, окруженные зеленым фоном. Далее, с помощью технологии хромакей специалисты добавляли видеозапись океана в качестве фона. Такой детальный подход к работе над кинофильмом позволил Кэмерону и команде добиться потрясающе красивой и реалистичной картинки.

Успех и признание

Источник: depositfiles.com

«Титаник» получил преимущественно положительные отзывы от критиков и был очень тепло встречен широкой зрительской аудиторией. «Это одно из высших достижений кинематографа XX века. Да и в нынешнем столетии ему мало равных», – отметил Эндрю Саррис, один из ведущих кинокритиков. На сайте Rotten Tomatoes фильм получил рейтинг в 88% от критиков (на основании 182 обзоров), что является очень высокой оценкой кинотворчества. На популярном кинопортале IMDb у фильма средний рейтинг от зрителей 7,8 из 10 (на основании 898 440 голосов).

Финансовый успех «Титаника» также можно назвать ошеломительным. «Титаник» сразу вырвался на первое место по кассовым сборам в США и впоследствии стал самым прибыльным фильмом за всю историю мирового кинематографа. Только 12 лет спустя, в 2010 году, его рекорд был побит фильмом «Аватар» авторства все того же Кэмерона. Кинокартина до сих пор уверенно держит позиции в ТОП-3 рейтинга самых кассовых фильмов за всю историю кинопроката.

5 интересных фактов о «Титанике»:

  • Премьерный показ фильма состоялся 1 ноября 1997 года на Международном кинофестивале в Токио.
  • Имя главного героя Джеймс Кэмерон взял из головы, однако позже выяснилось, что в числе погибших на борту «Титаника» был человек с похожим именем Джозеф Доусон.
  • Рисунок с обнаженной Уинслет в роли Розы был сделан самим Джеймсом Кэмероном: именно его руки мы видим в кадре.
  • Свое имя и фамилию персонаж Каледон Хокли (жених Розы) получил от названия двух канадских городов, где живут дядя и тетя Кэмерона.
  • Сколько всего человек работали над фильмом? По данным портала IMDb, над созданием «Титаника» работало свыше двух тысяч человек, включая съемочную группу, актеров, массовку и руководство студии.

Поделитесь
Творите с удоволь­ствием