Через тернии к пользе: как развить YouTube-отдел в вашей компании?


Прогресс не остановить, и во многих сферах общественной жизни людям приходится искать новые пути развития. Так, поставщики товаров или услуг вынуждены развивать SMM-направление в своих компаниях, чтобы идти в ногу со временем – ведь социальные сети сегодня являются неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Мы поговорили с руководителем YouTube-отдела международной IT-компании Movavi Романом Жайвороном о том, с чего начать развитие корпоративного YouTube-канала, что включает в себя процесс создания видео и какие существуют стратегии продвижения через YouTube.


Сколько времени занимает создание ролика?

Мы работаем в формате еженедельного блога – я бы назвал это «YouTube-шоу». По логике вещей, мы должны успеть сделать выпуск за неделю. Но на деле это не совсем так. Поскольку мы всегда выбираем разные темы, то над какой-то мы можем работать три дня, а над другой – восемь. Всегда хочется угодить разной аудитории, привлечь на канал новых людей, сделать так, чтобы наши зрители не скучали. Поэтому в процесс создания видео также входит и планирование того, что мы будем снимать через некоторое время. Планирование может занять от одного до двух месяцев. Кроме того, мы заранее пишем сценарии к видео. Ещё какие-то организационные процессы всегда идут параллельно. Усреднённо можно сказать, что ролик создаётся за несколько недель. Естественно, всё очень индивидуально и зависит от огромного количества факторов.

Бывало ли так, что вы не успевали выложить очередной выпуск?

В теории такое может случиться, но с нами пока такого не происходило. Всегда лучше закладывать дополнительное время, чтобы чувствовать себя комфортнее. Как вариант, можно снимать так называемые «консервы» – видео, которые вы будете публиковать через некоторое время. Конечно, вы теряете гибкость и способность реагировать на какие-то инфоповоды, но если это не испортит концепцию вашего канала – вы молодец, и упростили себе жизнь. Почему бы и нет?

Что из процесса создания видео занимает больше всего времени?

Возможно кого-то это удивит, но больше всего времени зачастую занимает именно проработка сценария. За этим стоит не только поиск темы, но и сбор подходящей информации. Мы задали себе цель: дать нашей аудитории что-то ценное, чтобы это было похоже на живой, интересный сам по себе «продукт». Информацию для сценария нужно сначала найти и скомпоновать в один документ. Затем её нужно структурировать, перевести на «видеоязык» и подготовить для съёмки.

А какие ещё существуют стадии создания видео?

На этапе создания сценария команда занимается поиском, сбором и анализом информации. Во время «мозгового штурма» команда отсекает лишнее, начинает перерабатывать накопленную информацию и вносить некоторые правки. Если вдаваться в технические подробности съёмки, то в наших видео мы используем технологию закадрового голоса. Это выглядит следующим образом: ведущий записывает текст на микрофон, а команда придумывает, как это будет проиллюстрировано в видео. Как правило, записывается более информативная часть текста. Также есть часть видео, которую мы называем «стендап» – это когда ведущий находится в кадре. Обычно в данной части съёмки используется менее информативная часть готового текста для установления эмоциональной связи со зрителем. Происходит некая персонификация канала. Уже после этого мы переходим к монтажу.

Можешь рассказать подробнее про команду, вместе с которой вы занимаетесь созданием YouTube-канала?

У нас довольно компактная команда, в которой работают пять человек: два оператора-монтажёра, менеджер канала, ведущая и я – руководитель. Наши операторы-монтажёры имеют специальное образование, которое помогает им в работе. Это большой плюс. Менеджер следит за каналом, отвечает на комментарии и в том числе занимается продвижением канала. Я руковожу командой и делаю всего понемногу: снимаю, монтирую, пишу сценарии. Специального человека, который пишет сценарии, у нас нет. Я закончил филологический факультет, и мне это помогает – мне чаще доверяют писать сценарии. Но вообще мы стараемся работать коллективно – садимся, например, втроём и делаем задачу вместе.

Пять человек – это же огромная работа целого отдела. Когда ты только начинал, ты один всем этим занимался или у тебя был кто-то в помощь?

Долгое время работа над YouTube-каналом велась одним человеком, который также вёл аккаунты компании в Twitter, Facebook и во ВКонтакте. Около двух лет назад было принято решение отдельно выделить команду для развития YouTube-направления. Сначала я был один. В то время на канал уже было подписано около двух тысяч человек. Это сильно облегчило мне жизнь, потому что часто у людей в начале пути стоит проблема: «Как набрать первую тысячу подписчиков?». Два года назад к команде присоединился ещё один человек, а потом ещё один. В итоге это всё вылилось в кросс-функциональную команду из пяти человек.

Я знаю, что многим сложно даже сто подписчиков набрать, не говоря уже про первую тысячу. У тебя есть какой-нибудь совет, как на первых порах привлечь аудиторию?

Тактика действия всегда будет зависеть от того, какие цели вы преследуете и какой формат вы для себя выбрали. Прелесть YouTube в том, что он работает не по привычным законам телевидения и рекламы. Продвигать свой канал на YouTube можно и без больших финансовых и профессиональных вложений. Можно начать свою деятельность с достаточно простого контента. Самое главное – это нести ценность для выбранной вами аудитории. Часто бывает, что видишь крупный канал с сотнями тысяч подписчиков, но не понимаешь, почему этот контент работает. А по факту ты просто не «в теме». Человек нашёл свою нишу и довольствуется этим.

Каким образом можно продвигаться через YouTube?

Во многом это тоже зависит от ваших целей. Вспомните классическую притчу про трёх слепых мудрецов и слона. Тут то же самое. Кто-то думает, что YouTube – это новая SMM-площадка, кто-то считает, что YouTube – это новый телевизор, а для кого-то YouTube – это площадка рекламная. И такая классификация имеет место быть, по крайней мере с точки зрения целей вашего бизнеса. В ответ на вопрос: «Что я могу сделать для того, чтобы YouTube приносил мне деньги или выгоду в виде трафика?», я бы выделил три пункта. Во первых, вы можете начать свою деятельность на YouTube в качестве рекламодателя. Для этого YouTube идеально подходит. В этом случае вам можно настроить собственную рекламную кампанию, воспользовавшись услугами сервиса Google Ads (сервис контекстной рекламы от компании Google – прим. ред.)

То есть надо видеорекламу снимать сразу короткую?

Да. Здесь важно понимать, что абы как делать видео не получится, потому что Google предъявляет конкретные требования к контенту. Ваши видео будут отображаться в поиске, ваши короткие ролики будут идти перед другими видео. Выходит чистой воды реклама, только на просторах YouTube. Затраты будут примерно равны бюджету любой другой рекламной кампании. Скорее всего, вам придётся прибегнуть к помощи профессиональных студий постпроизводства.

А какие ещё два способа использования возможностей YouTube существуют для бизнеса, на твой взгляд?

Второй путь – это стать YouTube-блогером и завести собственный YouTube-канал. В отличие от других соцсетей, алгоритм YouTube очень хорошо заточен под то, чтобы отделять рекламный контент от нерекламного. Вам будет очень сложно делать исключительно коммерческий канал, который не несёт никакой ценности для аудитории. Вам придётся жить в этих «джунглях» по тому же закону, что и все остальные YouTube-блогеры. Придется искать свою нишу, определять свою аудиторию и предлагать зрителям что-то интересное. Очень важно реагировать на их «капризы».

И третий неочевидный вариант – это нативная реклама («естественная» реклама, которая воспринимается зрителем как часть сайта, не вызывая у него отторжения – прим. ред.). Вы договариваетесь с блогерами о том, чтобы они рекламировали вас – упоминали ваш товар или бренд. Далеко за примерами ходить не нужно – Юрий Дудь на своём канале рекламирует шампунь Head & Shoulders. Это и есть пример нативной рекламы. Это не вставка случайного ролика от Google Ads или YouTube – это сам ведущий YouTube-канала рекламирует ваш товар. Вы можете заняться поиском контактов сами или нанять человека, который будет искать подходящие варианты на специальных биржах и предлагать блогерам рекламировать ваш товар или бренд.


Прежде чем создавать Youtube-канал, вам стоит изучить базовую «YouTube-азбуку». Предлагаем вам посмотреть несколько обучающих видео на нашем канале. Вы узнаете, как настроить собственный Youtube-канал, для чего нужны активные ссылки в конце видео, как эффективнее всего заполнять описание под роликом, как работают видеотеги на YouTube, а также как придумывать хорошие названия для своих роликов.

Перейти на YouTube-канал Movavi

Творите с Видеоредактором Movavi