Movavi Видеоредактор Плюс

  • Простота в использовании
  • Фильтры, переходы и титры
  • Стабилизация видео
  • Быстрый экспорт в популярные форматы

Под редакцией Кручины Валерии

02.08.2019

Как стать режиссером кино

Возможно, одна из самых романтизированных профессий, особенно популярная среди молодых киноманов, которые желали бы нести свой свежий взгляд на искусство в массы. Так что нужно, чтобы стать режиссером?

Хорошая новость: нет ничего невозможного, и начать режиссерскую карьеру может буквально каждый человек, готовый трудиться.

Плохая новость: в этой профессии довольно мало романтики, а вот сил, времени, организаторских способностей требуется очень много. А зачастую – еще и материальных вложений.

Ну хорошо, мы не говорим о высокобюджетных фильмах, которые будут греметь в стране! Мы говорим о наработке минимального опыта, приобретении базовых навыков и понимании того, из чего же складывается данная профессия. Ниже – конкретные советы, как стать режиссером, какие книги в этом помогут, какая работа над собой должна быть проделана, можно ли добиться результатов без образования и проложить себе путь в кино.

Профессия: режиссер

Теория и практика

Разумеется, каждый режиссер должен на практике прекрасно знать все нюансы съемочных процессов, не существует книг, статей, учебных программ, которые могут заменить этот опыт.

Но начинать все-таки нужно с теории, ведь именно на режиссере держится весь процесс на съемочной площадке, и необходимо узнать как можно больше до того, как взвалить на себя подобную ответственность. Потому образование – та крайне желательная база, на которой будущий кинорежиссер может построить действительно примечательную карьеру. Другое дело, что получить его можно не только в специализированных учреждениях.

Любой человек, который мало-мальски «в материале», назовет вам известнейших режиссеров, которые добились успеха, не имея за плечами ничего, кроме опыта, не читая книг, не слушая никого. Но ориентироваться исключительно на их пример – отличная возможность стать жертвой типичной «ошибки выжившего»: принять во внимание лишь опыт единиц, которым удалось, ничего не узнав об опыте тех безвестных сотен тысяч, у которых не получилось.

Первые шаги

Первое, что нужно, чтобы стать режиссером – научиться здраво смотреть на вещи, настроиться на кропотливую и упорную работу и возможную череду неудач. Это нормально. Затем нужно трезво оценить имеющиеся навыки – вероятно, они очень скромны, значит, первый опыт тоже должен быть скромным: короткометражка, любительский фильм, освоение техники и программ, которые для этого потребуются. Попутно вы приобретете опыт в смежных сферах: разберетесь, что представляет собой профессия оператора, звуковика, постановщика света и так далее, ведь в будущем все это будет крайне важно. Режиссер должен хорошо разбираться в основных аспектах деятельности каждого человека на съемочной площадке.

Изучайте работы классиков и современников, отслеживайте удачные находки, анализируйте, как было сделано то, что вас «зацепило», и то, что привлекает других. Отмечайте каждую мелочь, не только успешные находки, но и неудачные аспекты, проблемы сюжетов, игры, монтажа и так далее. Идеально – если вам удастся найти сценарии к просмотренным фильмам, чтобы понять планы режиссера и оценить, как именно он шел к их воплощению, что ему удалось, а что нет.

Что читать?

Многие знаменитые режиссеры делились своими знаниями с начинающими, кроме того, есть и базовый список «маст хэв» чтения для тех, кто хочет снимать. Это, в частности, книги Александра Митты «Кино между адом и раем», Роберта Родригеса «Кино без бюджета», Андрея Тарковского «Уроки режиссуры» и других. В западных киношколах крайне популярна, в частности, «Shot by shot» Стивена Каца, а всем, кто хочет глубже погрузиться в процесс, можно рекомендовать книгу «Режиссура как практическая психология» Ершова.

Экспериментируйте

Пишите сценарии короткометражек, кооперируйтесь с приятелями, снимайте сцены для фильмов, а дома собирайте из них кино при помощи видеоредактора. Отсматривайте материал, анализируйте ошибки, находите пути их решения.

В начале пути подражание классикам – это не плохо, а даже хорошо. Освойте их инструментарий, лежащий на поверхности, и двигайтесь дальше в поисках своего. Не замахивайтесь сразу на сложное, не бойтесь начинать с простых решений, не бойтесь копирования, но не бойтесь и нарушать даже базовые принципы, если точно знаете, зачем это нужно. Разрешите себе полет фантазии. Пусть не все решения будут удачны – на собственных неудачах вы можете учиться так же, как на чужих.

Погружайтесь в среду

Поработайте на съемочной площадке. Постарайтесь получить работу в составе съемочной группы – любую, вам просто нужно оказаться внутри процесса, увидеть, как он устроен, и, если повезет – завести свои первые связи в мире кино.

Посещайте фестивали и конкурсы, отправляйте свои работы, пишите заявки.

Развивайтесь в смежных областях: может быть, до того как стать режиссером, вы напишете отличный сценарий, а если не отличный – все равно многое поймете о роли режиссера после того, как побываете в шкуре сценариста. Попробуйте выступить в амплуа актера – это тоже принесет ценный в будущем опыт.

По возможности читайте чужие сценарии, подмечайте удачные решения и старайтесь найти собственные альтернативы и хорошим, и плохим, с вашей точки зрения, сценам.

Кстати о сценариях. Можете начать погружение в эту тему с командой Мовави Влог. Ребята расскажут о том, как пишутся сценарии к фильмам и о том, что такое мономиф.

Про сценарии для кино

Посещайте короткие курсы при киношколах: это опыт, это доступ на съемочные площадки, это, опять же, связи.

Ищите контакты, поддерживайте и расширяйте их. И никогда, никогда не ссорьтесь с людьми, работающими в киноиндустрии: это невероятно тесный мир.

Нарабатывайте опыт и портфолио. Продолжайте делать короткометражки, привлекайте больше людей, пробуйте разные жанры и подходы. И да, начинайте возить свои фильмы на кинофестивали, как только будете абсолютно уверены, что работы должны быть замечены.

А когда у вас уже будет приличный опыт, портфолио и понимание процессов – наймите агента, который будет искать для вас контракты.

С продюсером или без?

Есть два пути: независимый кинорежиссер или режиссер, заключивший контракт с продюсером. Если вы не боитесь сложностей, готовы к конкуренции, располагаете средствами и плохо реагируете на давление сверху – возможно, первый путь для вас, однако будьте готовы, что картина едва ли получит большую известность. Если же вы умеете договариваться и хотите известности – ориентируйтесь на второй путь. Однако до того, как получить хороший заказ, нужно уже иметь за плечами завершенные работы, поэтому первый вариант может быть базой для второго.

В любом случае, чтобы кого-либо заинтересовать, потребуется наработать портфолио, потому см. выше – экспериментируйте.

Освойте видеоредактор

Очень простой и наглядный Movavi Видеоредактор с инструментарием для начинающих и продвинутых пользователей. Он легко сделает шикарный видеоролик из любого материала: улучшение и стабилизация видео, устранение лишнего, склейка, простое добавление эффектов и огромное количество титров, эффектов, переходов от профессиональных дизайнеров. Это очень простая и удобная программа для видеомонтажа, которая достойна сопровождать вас на всех этапах пути!

Поделиться
 

Movavi Видеоредактор Плюс

Шаг вперед в создании видео

  • Редактируйте видео, фото и аудио на монтажном столе
  • Добавляйте переходы, фильтры и титры
  • Анимируйте объекты, пользуйтесь расширенной коллекцией медиа
  • Сохраняйте видео в любом популярном формате