Композиция фото. Секреты удачного кадра
Композиция кадра – это составление единого целого из отдельных частей соответственно сюжетной идее. Цель такого построения – создать, учитывая основы композиции, гармоничное, завершенное изображение, которое заинтересует зрителя, не оставит его равнодушным.
Правила композиции
Основная задача композиции – создать сюжет и донести его смысл до зрителя. Результат зависит от местоположения основных единиц, от правильности построения, цветовых и фактурных характеристик, освещения, ракурсов, геометрических условий и других факторов. Вывод: нет такого единственного правила композиции, которое обеспечит успех фото, так как все взаимосвязано, уравновешено, и подход обязательно должен быть творческим.
3 момента для получения грамотной компоновки снимка
найти что-то необычное, интересное;
грамотно создать кадр – расставить все элементы в нужные в данной композиции места;
дождаться той ситуации, когда будет создана связь между всеми участниками сюжета. Если композиция построена правильно, то получаем уже художественную фотосъемку.
Композиция фото формируется так, чтоб в нем обозначить важнейшую часть. Это достигается определенным расположением в снимке основного объекта и правильным использованием заднего плана, высоты установки аппарата, фокуса, и т.д. Фотограф добивается просмотра зрителями в первую очередь главного героя композиции.
Выделение главного объекта
Композиция состоит одной главной и нескольких второстепенных частей. Главную необходимо выделить, чтобы была понятна Ваша идея. Это можно сделать различными способами:
размерами – показать ее, как самую крупную часть сюжета (подробнее – в разделе «Масштабность плана»);
создавая нечеткий, размытый фон;
игрой цвета – выделить главное более яркими тонами;
с помощью различного освещения – фон более темный, основной объект более светлый;
уникальностью – главное должно резко отличаться от других частей композиции;
и, конечно же, – убрать из кадра все лишнее, что мешает зрительскому восприятию сюжетной идеи.
Масштабность плана
Существует 4 вида.
Общий план – охвачен большой фрагмент территории. Лица получаются мелкими, детали не видны.
Средний план – окружающие лица или предметы – важная часть сюжета, у центрального объекта видны детали.
Крупный план – здесь главный объект можно отлично рассмотреть, окружение отсутствует.
Сверхкрупный план – фокусируется на детали, выразительно характеризующей основную идею (например, на глазах, губах).
Правило третей и «золотого сечения»
Это основное правило для получения интересных, динамичных снимков. Кадр условно разделяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на 9 частей. Зрительные центры находятся в точках пересечения. С этих позиций обычно зрители начинают знакомиться с фото. В этих точках, а также на самих линиях, рекомендуется располагать главный объект фото. В итоге получается более привлекательный, гармоничный кадр, как на этом фото – песочный вихревой столб располагается по левой вертикальной линии.
Для начинающих фотографов это правило может показаться ненужным. Главный объект они помещают в центр кадра, и фото получаются менее интересными и динамичными. Чтобы убедиться в важности этого правила, можно провести эксперимент: сделать два фото – один и тот же снимок, но в двух вариантах: с расположением главного героя по центру композиции и то же фото - но уже располагая героя в рекомендуемых точках. Вы визуально увидите, как по восприятию будут различаться эти кадры.
На примере выше видно, что левая вертикальная линия проходит по центру лица – фотография смотрится гармонично.
Похожее по смыслу правило – «золотое сечение».
Соотношение длины сторон здесь такое: сторона В равна 0,618 от стороны А. Если упростить, то кадр делится на 8 частей по горизонтали и вертикали. Здесь точки расположены на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев. Фотографии с соблюдением этих правил смотрятся легко и интересно.
Правило симметрии
Симметрия – наиболее легкий способ создания равновесия в композиции. В природе она наблюдается, например, в кадрах с зеркальным отображением, как на фото выше. Такие композиции вызывают ощущения стабильности, покоя, надежности. Однако полной симметрии в природе нет. Например лицо человека в фас, фигура человека не абсолютно симметричны. Стремиться к абсолютной симметрии в кадре не стоит. Даже в природе нет ничего идеального.
Глубина резкости
Для выделения главной детали она должна находиться в диапазоне резкости, а фон и другие детали размыты. Создается ощущение глубины композиции. При этом совершенно не имеет значения, на первом или на втором плане находится ключевая фигура.
Свободное место в кадре
Создавая композицию, необходимо оставить достаточно места между главной составляющей сюжета и краем кадра.
Такие объекты хорошо смотрятся – их удобнее рассматривать, не отвлекаясь на второстепенные детали, что придает сюжету динамичности.
Уравновешенность снимка
У объектов в кадре существует так называемый зрительный, или визуальный, вес. Это означает, что у каждого объекта есть своя «нагрузка», и её нужно учитывать, чтобы сбалансировать их в кадре. Для этого существуют разные приемы:
с помощью жестов – если модель делает движение правой рукой, то уравновешиваем подобным движением левой рукой или ногой;
с помощью предметов – в другую половину помещают предмет – противовес. Пример – на изображении выше;
даже взглядом можно уравновешивать, предоставляя ему свободное место: для злого, яростного взгляда нужно намного больше места, чем для спокойного;
цвета по-разному весят: яркие тяжелее, чем темные.
Если удачно сбалансировать вес объектов на фото, оно будет гармоничным, законченным.
Паттерны и текстура
Паттерн – это множество повторяющихся фрагментов. При построении композиции, применяя это правило, можно получить интересные эффекты. С текстурой работают светом – играют тенями – результаты получают иногда неожиданно удивительные.
Ведущие линии
Линии бывают разнообразные – прямые, изогнутые, диагональные, линии электропроводов, дорог, горизонта. Направление линий имеет разный эмоциональный окрас: горизонтальные линии более спокойные, чем вертикальные, линии, проходящие по диагонали слева-снизу - несут напряжение, а противоположные им - умиротворенные. Также это могут быть выстроенные в ряд предметы. Изображения с диагональными линиями смотрятся динамичнее, чем с горизонтальными.
Простота
Постарайтесь убрать лишние нагромождения, чтобы лучше строить фон для основного объекта в кадре. Когда изображение открыто, легко его рассматривать.
Правило нечетных объектов
Считается, что глазами легче воспринимается именно нечетное число предметов, а при четном зритель не может определиться, на каком остановиться. Но это правило можно и нарушить, например если моделей только две.
Ритмы
Это геометрически похожие фигуры, цвета, линии, лавочки в сквере, шпалы на рельсах, фонари вдоль дороги. Достаточное количество их – 3, если больше, то ритмичность более активно влияет на зрительское восприятие. Прерывание ритма происходит при изменении цвета, размера, местоположения и др.
Точка съемки
Выбирают с расчетом основной идеи композиции: от портрета до большой группы людей; или с учетом фона: море или березовая роща; с высоты птичьего полета или от земли, на уровне глаз.
Обрамление
Существует множество моментов, когда можно из окружающих предметов создать рамку. В этом вам помогут объекты, которые служат рамками в жизни: оконные рамы, уличные пролеты, пространство между колоннами, зимние пейзажи, где деревья, их ветки сгибаются под тяжестью снега дугой, и множество предметов, которые можно найти в окружении.
Экспериментируйте!
Всегда можно для реализации Ваших идей поработать по правилам и с нарушением правил, но, чтобы нарушать, предварительно рекомендуется их изучить, ведь художественная фотосьемка – это не только удача и талант, но и знание правил. Каждый фотограф стремится делать не просто художественные снимки, а с изюминкой. Может, у Вас получится мировой шедевр.
Movavi Photo Editor
*Пробная версия Movavi Photo Editor имеет следующие ограничения: сохранение до 10 изображений, водяной знак на сохраненных фото, запрет на снятие скриншотов при работе в программе.
Подпишитесь на рассылку о скидках и акциях