Есть разные форматы музыки и они отличаются между собой не только расширениями звуковых файлов: MP3, AAC, FLAC и пр. Для того, чтобы помочь вам разобраться, какой формат музыки самый качественный по звучанию, мы собрали в одной статье краткую информацию о самых популярных из них со сжатием и без сжатия. После прочтения вы сможете выбрать, какие форматы аудио оптимально использовать для хранения музыкальной библиотеки, и узнаете, что не так с популярным MP3 и выбор в пользу какого расширения позволит уместить на стандартный CD больше песен.

Начнем с того, что все аудиоформаты условно делят на три подгруппы:

  • Без сжатия,
  • Со сжатием без потери качества,
  • Со сжатием с потерями.

Музыка высокого качества звучит действительно хорошо только на профессиональном оборудовании. Сохранить звук в аудио максимально качественным, живым и чистым можно только совершенно не используя сжатия данных: в PCM, WAV или в AIFF.

Сжатие без потерь в некоторой степени урезает качество, но оставляет его достаточно высоким для комфортного прослушивания классических концертов и рок-опер в наушниках и динамиках из высокого ценового сегмента. Форматы со сжатием без потерь – WMA Lossless, FLAC, ALAC, – достойный вариант для машины с хорошим автозвуком или для меломанов с «яблочными» девайсами.

Самые популярные форматы со сжатием с потерями – MP3 и его конкуренты – подходят, когда надо сохранить как можно больше места на накопителе. Например, именно их выбирают для бюджетных устройств для воспроизведения мультимедиа: за счет компактного размера на флешку получается записать больше музыки. Что касается звучания, на динамиках ноутбука или во «вкладышах» за 500 рублей разницу между сжатием с потерями и без точно никто не заметит, можно смело экономить память.

Как вы понимаете, при таких колоссальных отличиях выбрать самый лучший музыкальный формат никак не получится – ни один из них не универсальный.

Форматы музыки высокого качества

PCM (pulse code modulation) – импульсно кодовая модуляция аналогового звука в цифру. Проще говоря, это современный вид кодирования аналоговых сигналов в цифровой звук как есть – без сжатия. Именно такие звуковые дорожки, как правило, используют на дисках с лицензионными фильмами – на акустической системе крутого домашнего кинотеатра звучит впечатляюще реалистично. Реже, но все же в этом формате хранят концертные аудиозаписи, классическую музыку, оперы и оперетты для воспроизведения записей на достаточно мощном, обычно профессиональном оборудовании.

WAV/WAVE (Waveform audio format) – давно не новый формат, появившийся в 1991 году, один из первых разновидностей мультимедийных контейнеров для хранения несжатого аудио. Справедливости ради отметим, что сейчас WAV используют реже, иногда даже для хранения сжатых без потерь аудиодорожек. Компактным его не назовешь, как и все несжатые виды аудиоформатов, этот жадно расходует место на накопителе – минута звука будет весить не меньше 4–5 МБ. Позволять себе так опрометчиво расходовать место на накопителе имеет смысл только в том случае, когда аудио планируется слушать на профессиональных колонках или использовать, например, для сведения, мастеринга, монтажа профессиональных видеофильмов и клипов.

AIFF (Audio Interchange File Format) – еще один очень профессиональный тип контейнера, разработанный Apple. Как известно, «яблочная» компания всегда уделяла немало внимания качественному звуку, и все виды портативных плееров производителя без исключения имели поддержку этого несжатого формата, позволяя музыкантам и музыкальным гурманам насладиться практически идеальным звуком. По прожорливости к занимаемой памяти он не уступает WAV, всего минута звука в AIFF (44.1 кГц, 16 бит) – это около 10 Мб дискового пространства. Файлы с таким расширением содержат несколько кластеров: стандартный, маркерный, инструментальный, комментирующий, кластеры приложения, заголовка, авторских прав, описания, аудиозаписи, а также данные MIDI и ID3. Внутри эпловского мультимедийного контейнера может лежать чистый PCM или что-то попроще.

Сжатые музыкальные форматы с потерями и без

Когда при перекодировании аналоговой музыки в цифру используются кодеки, сжимающие данные, частичная потеря данных происходит в любом случае. Но в случае с так называемым сжатием без потерь, качество звучания сохраняется на довольно высоком уровне – отличия от несжатого цифрового аудио заметят только профессионалы и исключительно если будут слушать на звуковом оборудовании уровня PRO.

Сжатие с потерями позволяет сделать музыку максимально компактной, за что придется заплатить посредственным качеством звука. Впрочем, заметить все недостатки в пережатой мелодии с потерями получится только на дорогостоящей технике, в бюджетном динамике для сравнения сжатого с потерями и без не хватит частотного диапазона.

FLAC (Free Lossless Audio Codec, бесплатный аудиокодек без потерь) – самый топ среди контейнеров для аудио, сжатого без потерь. По размеру песня в FLAC будет примерно вдвое меньше, чем она же, сохраненная в WAV или AIFF, но в плане звучания заметных отличий не бывает, даже на самых крутых полупрофессиональных наушниках.

Для того, чтобы на CD поместилось больше песен и это не отразилось на качестве, нужно записывать файлы в FLAC. При разрешении до 32 бит и 192 кГц этот формат более компактный – минута звучания занимает до двух раз меньше свободного пространства на накопителе.

ALAC (Apple Lossless) и WMA Lossless (Windows Media Audio) – два идентичных формата, представленные главными конкурентами компьютерного мира Apple И Microsoft. Появились они давно, при этом особого распространения не получили. Большинство плееров, смартфонов и планшетов не смогут корректно воспроизвести ни ALAC, ни WMA Lossless без отдельно установленных кодеков или специального проигрывателя. Размер файлов с таким расширением бывает больше, чем у FLAC, что никак не влияет на качество звучания.

Формату MP3 представление не нужно – о нем, кажется знают и слышали все. Изначально он появился, как способ максимально компактно сжать звук. Помните о том, сколько альбомов при желании можно поместить на один MP3-диск для прослушивания в совместимых музыкальных центрах и автомагнитолах.

Когда память стоила дорого, а между профессиональной и бытовой акустическими системами была огромная пропасть, нещадно сжимать музыку было целесообразно. Сейчас же MP3 используют очень редко, обычно в качестве мелодий на звонки в бюджетных смартфонах и прослушивания на них же. Качество звучания, даже с высоким битрейтом, оставляет желать лучшего. Именно поэтому, за несколько лет у MP3 появилось сразу несколько «громких» конкурентов со звуком на голову выше при такой же компактности и хорошей поддержке всеми операционными системами.

AAC (Advanced Audio Coding, усовершенствованное кодирование звука) – аналог MP3, который за счет более оптимального алгоритма кодирования позволяет сохранить звучание более качественным. Именно этот тип аудио использует YouTube, многие другие стриминговые сервисы, включая платформы iTunes и Apple Music.

Ogg Vorbis – некоммерческий кодек, который не сильно-то продвигают, что зря. Контейнер OGG хранит сжатое до определенной степени аудио и сопутствующую информацию – всевозможные теги и мета-данные – в том же виде, что и MP3, а вот качество и оптимизация при потоковой передаче у Vorbis явно лучше.

Ищем лучший формат для скачивания музыки в Интернете

MP3 – истинно пиратский формат аудио. В нем можно найти не менее 90% всего оцифрованного аудио. Он не лучшим образом подходит для хранения музыкальной библиотеки «для души», потому что сильно портит качество звучания. Достаточно раз услышать, как MP3 звучит на профессиональных колонках, чтобы напрочь отпало желание с ним связываться. Зато как вариант послушать свежий альбом популярной группы перед покупкой – эдакий пиратский пробник – MP3 вполне сгодится, также он неплох для рингтонов и скачивания длинных подкастов на смартфон с небольшим запасом свободного места в памяти.

FLAC – формат пиратов ценителей качественного звука на аудио. Потому во всевозможных сообществах меломанов, предпочитающих находить и слушать музыку бесплатно, альбомы и сборники выкладывают именно в нем. Также во FLAC можно скачать концерты, аудиоспектакли, оперы, диджейские сеты и музыкальные мелодии в официальных магазинах мультимедийного контента.

AAC – сравнительно приятная для уха альтернатива MP3 с сопоставимой степенью сжатия файлов. Подойдет, если надо, чтобы и места мало было занято, и в средненьких наушниках музыка не превращалась в какофонию хрипов и скрипов. Из-за компактности выгодно сохранять из Интернета в AAC обрезки диалогов, песен, звуков для наложения на видеоряд влогов и тиктоков.

Конвертер аудио от Movavi: must have для меломана, диджея, коллекционера цифровой музыки

Форматов много и небольшая презентация каждого из них с кратким описанием сценариев использования наглядно показывает, что каждый – лучший в определенных условиях и ситуациях. Даже скрипучий MP3 обходит конкурентов, хоть и не по качеству звучания и компактности, зато по универсальности – формат поддерживает каждая типовая программа-проигрыватель, независимо от платформы.

Чтобы не беспокоиться о том, что вы что-то скачали не в том формате или ваш плеер не поддерживает какие-то нужные кодеки, держите под рукой быстрый и удобный конвертер Movavi Video Converter. Программа с версиями для Windows и Mac OS преобразовывает музыку, аудиокниги и прочие звуковые файлы буквально в касание – в меню представлены варианты готовых профилей конвертации, а также возможности для создания собственного.

Благодаря конвертеру Movavi Video Converter вы сможете навести порядок в папке с музыкой на компьютере и сделать ее содержимое более компактным – если нужно. Программа поддерживает пакетное преобразование, сжатие, извлечение звука из видео с сохранением в отдельный файл. Скачать, установить и попробовать насколько это удобно можно совершенно бесплатно.

Заключение

Форматов много, но каждому меломану будет полезно знать отличия между ключевыми и уметь выбирать правильный вариант соответственно тому, как звуковой файл будет использоваться. Для того, чтобы понять потянут ли ваш проигрыватель и наушники либо акустические динамики воспроизведение чистого звука без потерь, желательно проверить – запустить проигрывание одной и той же песни во FLAC и MP3 или AAC. Если услышите разницу, то есть смысл занимать память на накопителе «тяжелыми» песнями во FLAC. В любом случае, всегда можно будет выполнить изменение формата в Movavi Video Converter, понадобится только внимательно подобрать профиль конвертации и не перестараться с требованиями к сжатию.

Валерия Кручина

Штатный контент-менеджер сайта Movavi: пишет и редактирует веб-тексты, переводит статьи с английского. Занимается переводом текстов IT-тематики более 4 лет. Выпускница Факультета иностранных языков Томского государственного университета, также училась по обмену в университете г. Дарем, Великобритания. Финалист конкурса переводов «Как это по-русски?» от агентства Palex. Увлекается видеомонтажом и созданием субтитров к коротким видео.